Если купленная машина оказалась угнанной … 

 

Мое имя – Сергей, живу я в городе с 300 тыс.населения. И довелось мне купить на рынке в областном городе автомобиль ВАЗ-21099 1998г. Цена была несколько ниже рыночной, машина в очень неплохом состоянии с пробегом всего 68тыс.км. Машина была снята с учета (с транзитными номерами). Владелец продавал машину, имея на руках доверенность с правом продажи автомобиля. 

При тщательном осмотре я обнаружил, что под капотом, где амортизационная стойка с VIN-кодом, есть следы краски на проводах. Продавец объяснил тем, что машина в прошлом году ударилась правой передней частью о столб со стороны колеса, когда был гололед. И «немного выпрямили лонжерон, ну и подкрасили». Но данное обстоятельство не остановило меня от покупки машины. Мы сделали справку-счет в ближайшем магазине, проверили на угон у постового ГИБДДшника, и я укатил к себе в город ставить машину на учет.

 

В нашем городке, как и во всех отделениях ГИБДД, есть некая фирмочка, расположенная в здании ГИБДД, которая занимается тем, что составляет заявления о снятии с учета/постановки на учет/замены ПТС/прочее вашего автомобиля. И хотя это заявление каждый владелец может написать самостоятельно, вписав в бланк свои реквизиты: ФИО, марку и VIN код автомобиля, номер двигателя и прочее, таких бланков никто не выдает. Вот и выстраиваются очереди возле окошек, куда владелец сует свой паспорт, документы на машину, оплачивает стоимость работы девочки-оператора. Стоимость эта варьируется в зависимости от марки машины, года выпуска, действий, которые необходимо произвести с автомобилем. Хотя бланк заявления един для всех случаев.

 

Однако в приказе от 27 января 2003 г. N 59 « О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» не говорится о том, что эти заявления должны быть составлены некими фирмами машинописным текстом. Кстати в нем же и приводится форма бланка. 

Итак, на следующий день, я приехал в ГИБДД в 10утра с заполненным еще дома заявлением о постановке автомобиля на учет. Инспектор подошел ко мне к одному из первых - тех, кто занимал очередь на заполнение заявления еще с 8 утра. Он посмотрел на номер двигателя, амортизационную стойку с правой стороны автомобиля, на которой выбит VIN код машины и написал на заявлении красной ручкой «ЭКО».

 

«Что это значит?» - спросил я. «Подойдешь в мой кабинет и получишь направление на экспертно-криминалистическое обследование» - ответил инспектор. 

В кабинете мне выдали бумажку с которой я должен был пройти ЭКО в УВД города. «Без заключения эксперта машину на учет не поставят» - объясняла мне женщина в форме в кабинете инспектора – « у инспектора возникли подозрения по поводу подлинности номеров вашего автомобиля». И увидев мою сконфуженность добавила: «Каждую четвертую машину мы отправляем на ЭКО, и радуйтесь что у вас не иномарка, иномарки проходят ЭКО за деньги в областном городе». 

На следующий день я был около УВД с намерением пройти ЭКО как можно быстрее. Но я был просто ошарашен – перед УВД, на специальной площадке стояло около 15 машин, причем была очередь на ЭКО, около 50 машин. А криминалист делал экспертизу 3-4 машинам в день, если была не пасмурная и не дождливая погода. На мое счастье в УВД работал мой знакомый, который переговорил с криминалистом и тот мне уже через два дня назначил экспертизу.  

Во время экспертизы выяснилось, что VIN-код не подвергался постороннему воздействию и истинный, но аммортизационная стойка с эти VIN-кодом целиком вварена, она очищена до металла и окрашена без грунта, алюминиевая табличка с VIN кодом на переднем щитке под капотом имеет не заводские заклепки, номер двигателя соответствует подлиннику и проблем не имеет. Заключение эксперта было готово через две недели.  

 

Стало ясно, что с такой экспертизой ГИБДД без боя или взятки на учет машину не поставит, так и вышло. Когда я показал экспертизу инспектору ГИБДД, тот пробил номерные детали машины в розыск. В розыске ни номер двигателя, ни VIN-код не значились. Инспектор забрал ПТС автомобиля и выдал на руки направление в УВД города. По этому направлению следователь должен возбудить уголовное дело по факту изменения номерных деталей автомобиля по ст.326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства». 

 

До момента возбуждения уголовного дела прошло еще 6 недель. Я продолжал ездить на машине с просроченными транзитными номерами, гаишникам вместо ПТС показывал направление в УВД города. Вскоре меня вызвал следователь и сказал «Я не понял, причем тут подделка идентификационного номера, если в экспертизе сказано, что он подлинный?». Я ответил, что покупая машину я знал, что ей делался ремонт, и возможно тогда эту амортизационную стойку с VIN-кодом и снимали для рихтовки, потом поставили на место, так в протоколе моего допроса и записали. Через два месяца я получил на руки постановление о прекращении уголовного дела по ст.326 УК РФ за отсутствием состава преступления.  

 

Я отнес в ГИБДД это постановление, но инспектор ответил, что у меня он его не примет, а вдруг я его подделал?. И будет ждать официального постановления по почте. Пришлось ехать в УВД, покупать конверт и шоколад для секретарши, чтобы она его (постановление, конечно) по почте отправила со штампом УВД. Через 2 недели ГИБДД получило постановление. Об этом я узнал лично от инспектора, и сразу получил обратно мой ПТС. 

 

На следующий день с новеньким заявлением о постанове на учет моего авто был в ГИБДД, инспектор подписал мое заявление даже не глядя на машину, он поставил на нем свою роспись и перенес из заключения эксперта «амортизационная стойка вварена не заводским способом». Когда подошла моя очередь сдавать документы, заявление и транзиты для постановки на учет, девушка, принимающая документы, отправила меня к начальнику регистрационного подразделения – «по таким машинам нужна виза руководителя». 

 

Руководитель, увидев на заявлении надпись инспектора о вваренной номерной детали, заявил, что такую машину на учет ставить не будет! Я был ошарашен. Попытался доказать ему, что он не прав, т.к. в экспертизе не указано об изменении VIN-кода, уголовное дело прекращено из-за отсутствия состава преступления, машина не в розыске… я лишь получил письменный мотивированный отказ в постановке на учет со ссылкой на указ президента №711 п.З).

 

Он лишь порекомендовал заменить кузов на автомобиле, тогда машину поставят на учет. 

Дома я изучил указ президента №711 п.З), там сказано, что отказывает в регистрации ГИБДД в том случае, если автомобиль имеет «скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки». Ни один из этих случаев не подходил к моему автомобилю. 

 

Я составил заявление в суд с жалобой на действия должностного лица, отказавшего в регистрации машины.

Однако при сдаче жалобы, секретарь настоятельно попросила переделать жалобу на исковое заявление на регистрационное подразделение ГИБДД. Так как в первом случае начальнику пришлось бы приходить в суд лично, а во втором от имени ГИБДД придет адвокат. Но в первом случае суд рассматривает дело в течение 10 дней с момента подачи заявления, во втором в течение 2 месяцев. Заявление я переделал на исковое на ГИБДД. 

 

Через 5 недель состоялось предварительное слушание, судья зачитал мое заявление и спросил все ли верно, не передумал ли я. Я ответил что верно, не передумал. Судья спросил у юриста от ГИБДД, не хотят ли они в досудебном порядке поставить мне машину на учет, он ответил что не хотят.

После совещания в коридоре я спросил у юриста от ГИБДД, как решаются такие дела обычно. Он ответил : «Зря суетишься, ГИБДД такие машины не регистрирует». 

Через 7 недель состоялся суд. На суде я ничего не говорил, все написано в исковом заявлении. На вопросы судьи лишь отвечал, что поддерживаю свои требования в исковом заявлении. Суд длился минут 10. Меня и юриста ГИБДД выгнали из зала суда, через 3 минуты позвали, и судья зачитал резолютивную часть: «ГИБДД не чинить препятствий при регистрационных и перерегистрационных действиях на автомобиль ВАЗ-21099». Победа!. 

 

Но не полная. Через десять дней я получил решение суда с печатью на руки и отправился в ГИБДД. Отдал ксерокопию инспектору и сунул ему новое заявление о постановке машины на учет. Он пошел с моими бумажками к начальнику регистрационного подразделения. Когда вернулся, то выдал: «Когда по почте оригинал получим, тогда и разговаривать будем». Я вернулся в суд и попросил секретаря отправить по почте решение суда для ГИБДД. Однако вошедший судья выгнал меня и сказал, что такое же решение получил юрист ГИБДД, пусть он ГИБДД и отдаст это решение. Я связался с юристом ГИБДД, тот ответил, что решение он уже отдал. Инспектор ответил, что решения у него нет. 

 

Теперь я уже не боялся проблем, которые ГИБДД мне подкидывало. Их упрямство могло очень плохо для них же и обернуться. Я пожалел, что в суд отдал исковое заявление на ГИБДД, а не на начальника. План действий вскоре созрел. Я написал заявление на имя начальника ГИБДД с просьбой мою машину зарегистрировать и приложил ксерокопию решения суда, а также все накопленные за время войны с ГИБДД бумажки. Заявление отправил по почте заказным письмом.

 

«Если через месяц машину на учет не захотят ставить, подам в суд на не выполнение решения суда, тогда подполковник – начальник регистрационного подразделения майором станет, раз по хорошему не хочет, и машину на учет поставят» - решил я. Дело в том, что ГИБДД обязано по закону в месячный срок после получения решения суда мою машину зарегистрировать. А глава регистрационного подразделения ГИБДД и чинит мне препятствия в моих законных интересах.  

Но видать юрист проконсультировал начальника, и мою машину до истечения месячного срока на учет поставили, причем опять послали к начальнику, он мне заявил, что нужно заявление на постановку автомобиля на учет заполнить как положено в их фирмочке, а не как я, от руки. Но что я спокойно ответил – «Пишите мотивированный отказ, разберемся в суде». Начальник поставил свою визу, и мою машину зарегистрировали. С момента покупки до момента постановки на учет прошло пол-года. 

 

А как же было дело в действительности? Машина эта ездила спокойно у хорошего хозяина, пока ее не угнали. Потом тот, кто продал мне эту машину, купил документы на разбитую ВАЗ-21099 и вварил амортизационную стойку, заменил блок двигателя, переклепал табличку под капотом от купленной аварийной машины. По документам вышла та разбитая машина в новом обличье. Машину сняли с учета. Продав машину по доверенности, он ничем не рисковал, т.к. хозяином не являлся. Все это понимал начальник регистрационного подразделения ГИБДД и де-факто он был прав, отказываясь регистрировать автомобиль, но де-юре, благодаря грамотным действиям и пробелам в законодательстве, машину удалось поставить на учет. 

P.S. Мой e-mail z_uz@rambler.ru, если будут какие вопросы – обращайтесь. 


             Отправлено Z-uz

Hosted by uCoz